Объединение Парка Горького и «Музеона» и смена его руководства стали самыми обсуждаемыми городскими темами последних недель. Новый директор ЦПКиО им. Горького Елена Тюняева рассказала «РБК Стиль», чего в ближайшее время ожидать его посетителям.
Когда возник проект объединения Парка Горького и «Музеона»?
Я узнала о нем в конце 2014 года, примерно в сентябре-октябре. Тогда началась аудиторская проверка и подготовка документов для передачи активов парка искусств «Музеон» на баланс Парка Горького.
А когда с вами начали обсуждать возможность того, что именно вы станете директором этого объединенного парка?
Со мной это не обсуждали. Да, я знала, что должно произойти присоединение «Музеона» к Парку Горького. И информация эта для меня была довольно тяжелой и печальной, потому что никто не говорил, кто дальше возглавит объединенное пространство. А «Музеон» к тому моменту стал проектом, в который я вложила много личного. Я работала в текущем режиме и дала себе зарок: «Делай что надо, и будь что будет». Разумеется, следила за развитием событий. И о своем назначении узнала из интернета, когда 30 сентября увидела приказ на сайте департамента культуры.
То есть вы не ожидали, что станете директором?
Я надеялась, что может что-то произойти. Например, что отменят присоединение. У меня были предложения уйти в другие проекты, но я настроилась быть с «Музеоном» до последнего. Я уважаю Ольгу Захарову и понимаю, как много она сделала: глобально поменяла многие вещи в парке, продолжила концепцию развития, заложенную Сергеем Капковым. Для нее увольнение — очень неприятный момент. Но если говорить про себя, то я обрадовалась назначению. Я в проекте и мне хочется дальше в нем развиваться.
Когда только возникла идея объединения парков, как вы на нее отреагировали? Например, архитектор Олег Шапиро говорил мне, что ему бы такая идея никогда в голову не пришла. А какие могут быть аргументы в пользу объединения?
Еще в середине XX века архитекторы рассматривали пространство по разные стороны Садового кольца как единое вплоть до стрелки Болотного острова. Планировка должна была быть диагональной. Но в 70-х годах ее изменили из-за начавшегося строительства ЦДХ — вся сеть дорожек и тропинок формировалась параллельно и перпендикулярно этому зданию. Мы не зря в 2012 году с Евгением Ассом сделали известный деревянный променад. Это не просто полоса, которая объединила два входа в «Музеон», это как раз продолжение диагонали Парка Горького.
Если говорить с точки зрения управления и бюджета — это более эффективно. Потому что ты имеешь целостное представление о территории, ее возможностях развития и расходах. Плюсом является и налаживание коммуникаций между объектами парков. Например, на территории «Музеона» есть Третьяковская галерея и ЦДХ. На территории Парка Горького — музей современного искусства «Гараж». Все это искусство. У обоих парков есть образовательные проекты. Взаимодействие «Музеона» и Парка Горького сделает их посещение еще интереснее. Я уже встречалась с начальником отдела экскурсий в Парке Горького и обсуждала вопрос разработки новых маршрутов, которые объединили бы две территории.
После того как вы вступили в должность, вы оговаривали свободу действий в принятии решений при руководстве объединенной территорией?
Естественно, что государственные учреждения культуры подведомственны столичному департаменту культуры. Когда меня назначили, мне дали время разобраться в ситуации. Каких-то глобальных задач вроде разработки концепции передо мной не ставили. Сейчас первоочередные задачи — открытие катка в Парке Горького, подготовка к Новому году. А кроме этого: спокойное и грамотное объединение ресурсов двух парков и, в первую очередь, человеческих.
Вы сейчас должны сформировать единую дирекцию?
Да, я должна сформировать единое штатное расписание.
Как будут решаться кадровые вопросы? Могут быть сокращения?
Нет, новое штатное расписание не предполагает, что позиций в нем станет меньше. Это объединение двух структур. И будут, скорее всего, формироваться структурные подразделения, которые займутся конкретными территориями: Воробьевыми горами, Нескучным садом, «Музеоном» и самим Парком Горького. С точки зрения управления это эффективнее, потому что ты назначаешь ответственного, который ведет проект и может принимать решения. Я не планирую никаких сокращений, но, как и любая организация, парк — это живой организм: люди приходят, люди уходят. Когда я пришла в «Музеон», я никого не увольняла. Некоторые ушли сами, потому что понимали, что задачи стоят сложные.
Был кто-то, кто ушел вслед за Захаровой?
При мне нет. Те, кто хотел уйти, ушли сразу — как только узнали, что назначена Тюняева. Я понимаю, что у Ольги Захаровой была своя команда, люди, которые ей преданы, которые хотели работать только с ней. Поэтому логично, что если люди приняли такое решение, возвращать их не имеет смысла. Если они захотят, то посмотрят за развитием событий и проявят себя. Но в данном случае я работаю с теми, кто хочет работать со мной.
Очевидно, что вашу способность руководить Парком Горького будут оценивать, глядя на то, что вам удалось сделать на должности директора «Музеона». Потому хочется понять, в каком состоянии вы застали «Музеон» в 2011 году и чего удалось добиться за четыре года?
К тому моменту, когда я возглавила «Музеон», я 15 лет прожила в Москве, но ничего не знала об этом парке. Центральный дом художника — да. Третьяковская галерея — да. А вот «Музеон» не был на слуху. Он воспринимался как сквер вокруг ЦДХ. Когда в октябре 2011 года я стала директором, мне поставили задачу повысить эффективность и доходность места, сделать его узнаваемым.
Потому что было так: мы готовили программу новогодних праздников, делали анонсы мероприятий, а журналисты вносили свои коррективы и уточняли: «парк «Музеон», сквер вокруг ЦДХ». Это был такой местечковый парк. Я своей пиар-службе говорила, что такое отношение срочно нужно менять.
Получилось?
«Музеон», безусловно, сформировался как бренд. Он превратился в интересную и имиджевую площадку. Задача ставилась и с точки зрения финансов. Город выделял финансирование в рамках программы развития индустрии туризма и отдыха для того, чтобы благоустроить территорию. Эти деньги, достаточно большие, были потрачены на сеть дорожек и тропинок, цветники, газоны. Мы построили павильоны, кинотеатр, организовали общепит. Но при этом нам дали статус автономного учреждения для того, чтобы мы могли зарабатывать. И мы вышли на самоокупаемость. Сейчас подвели итоги третьего квартала и видим, что государственные средства полностью перекрываются теми внебюджетными доходами, которые мы получили сами. Год еще не закончился, поэтому стараемся дальше.
В последние годы был какой-то соревновательный элемент между Парком Горького и «Музеоном»?
Знаете, мы уже давно для себя решили, что мы не конкуренты друг другу. «Музеон» — это такое кулуарное, интеллектуальное место, больше про творчество, про художников, про искусство в разных направлениях. В Парке Горького тоже хорошая программа, но здесь больший акцент на активный отдых. Если в «Музеоне» нет теннисных кортов, футбольных площадок и лыжни, а сама территория меньше, то сам бог велел заниматься такими направлениями, как музыка, литература, скульптура, проводить фестивали. Соревнования не было, парки развивались параллельно, каждый в соответствии со своей концепцией.
Аудитория «Музеона» за последние пару лет изменилась качественно?
Люди почувствовали перемены. Если сначала было не так много посетителей, в основном художники и местные жители, то сейчас приходит много людей бизнеса: провести переговоры, пообедать, побыть на открытых площадках. В выходные очень много людей, по которым видно, что у них есть определенный достаток. Люди пришли, потому что им приятно находиться в этой среде, потому что они не просто приехали прокатиться на велосипеде или попить пива, но интеллектуально развиться.
Парк Горького в какой-то момент получил репутацию чуть ли не территории хипстеров. Но вам не показалось, что в последнее время его аудитория начала меняться и преобладать стали те, кто приходит в парк чтобы «попить пива», но об интеллектуальном развитии при этом совсем не думает?
Не заметила этого, потому что, если честно, не так часто гуляла в Парке Горького. Когда брала велосипед и ездила с детьми по набережной до Воробьевых гор, то обращала внимание, что людей действительно очень много, но много их было всегда. Есть точечные события — выпускной, день ВДВ. Не стоит их воспринимать как визитную карточку Парка Горького. Это праздники со своей аудиторией. Отменять их неправильно, лучше продумать концепцию. Если в день ВДВ поставить оперу, ее, конечно, какое-то время послушают, но должна быть какая-то фишка, чтобы открылась душа, и человек почувствовал — это его праздник. Вот в этом году, например, раздавали арбузы.
Будете ли вы пытаться сохранить для каждой аудитории свое пространство?
Я бы очень хотела сохранить концепции парков. Объединенная территория большая, поэтому нет смысла делать все одинаковым и причесывать под одну гребенку.
Скажите, что будет с проектом обновления Парка Горького, запланированным до 2018 года? Он будет продолжаться?
Сейчас я начала знакомиться с документами. Действительно, есть проекты по благоустройству Пушкинской набережной, капитальному ремонту Голицынского пруда. Это очень крупные объекты, значимые. Пушкинская набережная — продолжение Крымской и, естественно, когда ты после цветников и дорожек попадаешь на асфальтированный пустырь, это довольно сильно режет глаз. И то, что там предусмотрено концепцией благоустройства — с озеленением, велодорожками, пешеходными зонами — это очень хорошо. Конечно, хочется все это реализовать.
Я уже смотрела визуализацию проекта, но нужно разобраться и решить, в какие сроки возможно максимальное воплощение, потому что нельзя посадить два дерева, а потом целый год досаживать еще. Хотелось бы открыть проект благоустройства Пушкинской набережной как законченный, как картинку, как стопроцентный результат. Я этим вопросом сейчас занимаюсь.
Источник style.rbc.ru