Вход
Регистрация
up

Замглавы ПФР Николай Елистратов о создании новой АИС Пенсионного фонда

11 марта 2015

Заместитель председателя правления Пенсионного фонда России Николай Елистратов рассказал в интервью CNews о целях создания новой информационной системы ПФР, о сложностях, которые возникли перед ИТ-командой фонда в связи с кризисом, а также о подходах к импортозамещению и использованию свободного ПО.

Расскажите, пожалуйста, о нынешнем функционале АИС ПФР.

- Этому вопросу уделю немного больше времени, чем другим аспектам потому, что система, о которой мы сегодня будем говорить, уникальна, многогранна, огромна. Как отдельный континент.
Сегодня ПФР – один из наиболее значимых социальных институтов страны, крупнейшая система оказания государственных услуг в области не только пенсионного, но и социального обеспечения наших граждан, ключевой поставщик информации в рамках межведомственного взаимодействия.
Наши основные функции – назначение, перерасчет и финансирование пенсий и социальных выплат, ведение персонифицированного учета пенсионных прав граждан, администрирование страховых взносов, формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений. Из-за того, что ПФР – прозрачная хорошо контролируемая и выстроенная вертикально-интегрированная государственная система с террорганами практически в каждом районе каждого субъекта, нам чуть ли не ежегодно государство делегирует новые функции по социальному обеспечению граждан, которые не относятся к пенсионному обеспечению. Так, к примеру, мы реализуем госпрограмму материнского капитала, нам поручили заниматься единой базой социального жилья, мы активно работаем с Министерством образования по мониторингу трудоустройства студентов, сейчас у правительства стоит задача создание единой базы социальных услуг – федеральных и муниципальных. Социальная политика нацеливается на адресность. Все эти проекты возможны благодаря тому, что у фонда есть структурированные базы, которые можно наращивать и развивать. Реализация всех этих функций и госуслуг, которые ежемесячно предоставляются миллионам граждан, автоматизированы, а это гигантские массивы информации.
По объемам информации, обрабатываемой во внутриведомственном и внешнем контурах, Пенсионный фонд находится в лидирующей пятерке самых крупных информационно и услугоемких федеральных органов.
Свои услуги Пенсионный фонд предоставляет через более 2500 клиентских служб – это 2500 точек входа в систему, 1000 мобильных клиентских служб, ЕПГУ, электронные кабинеты застрахованного лица и плательщика на сайте ПФР, многофункциональные центры. По сути, мы уже сейчас предоставляем клиентам широкий диапазон выбора способа реализации своих пенсионных и социальных прав в электронном виде. Без современной и устойчивой автоматизированной информационной системы такое многообразие реализовать невозможно.
Информационный ресурс Пенсионного фонда состоит из различных баз данных, регистров и реестров, сегодня их более 20, они создавались в разное время под разные задачи, вытекающие из пенсионного и социального законодательства.
Для того, чтобы представить себе объемы и масштабы обрабатываемой информации в Пенсионном фонде, скажу только одну цифру: в прошлом году информационная система фонда (далее АИС) обработала и ответила на 1,4 млрд запросов!
Только один Информационный центр персучета ПФР (далее ИЦПУ) обрабатывает в пике более 1 миллиона запросов в день. Это структура является технологическим движком всей системы Пенсионного фонда. Там расположено наше технологическое железное сердце, оно собирает и актуализирует все базы и централизовано ведет эксплуатацию программно-технических комплексов Пенсионного фонда по всей территории страны.
Тестировочные и моделирующие стенды, система мониторинга, круглосуточная служба технической поддержки – все это наш технологический организм, который находится в постоянном развитии.
К техническим характеристикам АИС ПФР можно отнести: более 118 тысяч внутренних пользователей. Суммарный объем баз данных составляет 247,5 Тб, при этом ежегодный прирост информации в базах данных составляет 2,7 Тб. Средний объем информации, обрабатываемой в сутки, 120 Гб. Парк серверного оборудования включает в себя более 10 тысяч серверов.

Почему такие высокие объемы информации? Удается ли ее держать в актуальном, сохранном и защищенном состоянии?

- Ключевое слово – персонифицированный учет пенсионных прав граждан. У каждого человека, зарегистрированного в системе обязательного пенсионного страхования и работающего или работавшего, формируется пенсия. У каждого, у кого есть СНИЛС (наша зеленая карточка) есть в ПФР свой пенсионный счет. И вот на этом счете учтены трудовой стаж со всеми периодами и местами работы, размер зарплаты, суммы страховых взносов, теперь и пенсионные баллы, персональные данные о дате рождения, адресе проживания и др. И так по каждому гражданину… У нас индивидуальных счетов уже более 150 млн, включая счета умерших. Мы их тоже ведем, потому что по ним платятся пенсии по потере кормильца. Актуализация счетов происходит в ежеквартальном режиме, все страхователи отчитываются нам тоже в ежеквартальном режиме.
По этой информации Фондом ежегодно назначается более 2,7 млн пенсий, размеры пенсий пересчитываются по несколько раз в год, это плановые индексации, а еще у 14 миллионов работающих пенсионеров в августе происходит доплнительное увеличение пенсий за счет поступивших за год страховых взносов. А еще у нас есть социальные ежемесячные выплаты всем федеральным льготникам, а это под 20 миллионов человек, подвижная база и ежегодные перерасчеты размеров соцвыплат.
Плюс мы – крупнейшие поставщики информации другим ведомствам, чтобы они могли быстро оказывать людям свои госуслуги. Сейчас это уже автоматизированный обмен информацией со многими нашими партнерами.
Так, ежемесячно в целях контроля за выплатой пенсий сверяется с силовыми органами информация о 5 млн граждан, ежедекадно обрабатываются данные поступившие из органов ЗАГС о смерти и рождении граждан (порядка 1,7 млн записей о рождении и столько же о смерти), ежеквартально передаются в ФОМС сведения о работающих лицах, ежемесячно представляется информация негосударственным пенсионным фондам о формировании пенсионных накоплений, ежемесячно в органы социальной защиты представляются данные о льготных категориях граждан, о размерах пенсий. Наша информационная система взаимодействует с более, чем двумя с половиной тысячами информационных систем других федеральных и муниципальных ведомств. Это и СМЭВ, и двухстороннее взаимодействие. При этом мы информационно в рамках исполнения законов взаимодействуем не только с госведомствами, но и с гражданами и юрлицами.

То есть теперь вы работаете не только «на себя», но и «вовне»?

- Да, это становится нормой. Поэтому АИС ПФР за последние семь лет активно эволюционировала из исключительно интравертной ведомственной корпоративно закрытой, в экстравертную, открытую, весьма дружелюбную, мобильную, клиентоориентированную, во многом обращенную к внешнему пользователю систему.
До 2010 года, она целенаправленно, жестко исполняя положения законодательства, накапливала потенциал в виде информационного ресурса, завязанного на различные аспекты сферы пенсионного обеспечения. Чисто пенсионная, персонифицированная, учетная функциональность на раннем этапе развития. Такая узкая специализация сопровождалась соответствующей технологичностью информационной системы. Выборки из баз данных делались строго к определенному законодательством времени. По нынешним временам – редко и узко.
С переходом на задачи предоставления государственных услуг в электронном виде, активного использования СМЭВ, совершенствования системы государственного управления и нацеленность на качество социального обеспечения, АИС ПФР стала адаптироваться к новым реалиям.
Начав в 2011 году организационную, методологическую, проектную работу по созданию системы нового поколения, к 2015 году она перешла экватор плановой работы в рамках Концепции создания АИС ПФР – 2. Уже сейчас она способна решать самые сложные, неординарные задачи. Сегодня мы способны быстро делать точечные тематические выборки из наших баз данных и делать их статистический анализ, а еще вчера этого не было... АИС ПФР-2 будет состоять из 25 функциональных, инфраструктурных и обеспечивающих подсистем, некоторые из которых по масштабам превосходят совокупные информационные системы средних по величине ФОИВов. Мы планируем завершение основного массива работ к 2017 году, идем в графике.

Все-таки хотелось бы детальнее понять, что появится в 2017 году с точки зрения госуслуг, с точки зрения внутренних процессов Пенсионного фонда, администрирования пенсий и так далее, из того, чего сейчас нет.

- В 2017 году и ранее. Ключевая цель – высокое качество оказания государственных услуг гражданам за счет скорости, точности и многообразия форм их предоставления. У людей появится больше возможностей обращаться к нам лично, через электронные сервисы или МФЦ, не собирать большое количество документов, а с другой стороны – не приходить к нам за документами для получения других госуслуг. И еще важно – современная информационная система снизит объем ручного труда сотрудников фонда, снизит поток граждан в клиентские службы. Сегодня до 30 миллионов граждан в год обращаются к нам лично, все наши услуги в силу закона носят заявительный характер.
Мы уже сегодня даем людям возможность получать часть наших услуг в дистанционном режиме. На сайте ПФР открыли кабинет застрахованного лица, где есть полезные сервисы записи на прием, предварительного заказа документов, подачи обращения, а есть новый и очень важный сервис информирования о сформированных пенсионных правах для граждан – будущих пенсионеров. Человек в режиме реального времени может увидеть весь свой трудовой (страховой) стаж, места работы, суммы начисленных страховых взносов трансформированных в пенсионные баллы, информацию о пенсионных накоплениях. Можно посчитать свою пенсию на настоящий момент и посмотреть, какой она будет через пять или десять лет работы с той или иной зарплатой – это наш пенсионный калькулятор, который в этом году стал индивидуальным. Мы впервые показали информацию о стаже граждан до 2002 года, то есть за те периоды, когда не было системы персонифицированного учета пенсионных прав. Мы эту информацию многие годы собирали с работодателей, формировали электронную базу. Вся эта информация очень важна для будущего пенсионера, потому что мы ее получаем не от гражданина, а от работодателей. У нас есть много примеров, когда работодатели не сдают отчетность, а когда человек приходит за назначением пенсии, мы совместно с ним месяцами занимаемся сбором документов, подтверждающих его периоды работы. Вот мы нацелены на такие сервисы, чтобы граждане ими пользовались, понимали, как формируется их пенсия, могли подавать нам любые заявления и при этом не тратить время на хождение в наши офисы.
Для плательщиков страховых взносов у нас также есть электронный кабинет. Очень востребованный, кстати. За год снебольшим им стали пользоваться примерно 60 % страхователей, за год в нем было сделано 14 миллионов операций. Мы его опять же делали для того, чтобы было удобно страхователям, чтобы они могли экономить свое время и ресурсы при взаимодействии с ПФР. Развитие таких сервисов возможно только при сильной автоматизированной информационной системе.

Вы одновременно предоставляете услуги и через ЕПГУ, и через свой сайт. Как вы, в целом, относитесь к долгосрочной перспективе развития этих двух параллельных каналов? Они оба онлайн, они оба, по сути, выполняют примерно одни и те же функции.

- Прежде всего, мы идем по пути выполнения требований наших клиентов. Электронные сервисы на нашем сайте – это такой ответ на современный общественный вызов. Люди активно пользуются интернетом, совершают покупки, освоили интренет-банкинг. И везде есть у людей свои интернет-кабинеты, у пенсионного не было, а запрос от граждан был. Им так удобно. Мы сделали. У нас посещаемость сайта одна из самых высоких по госведомствам – только за январь-февраль более 2,5 млн человек.
Это вопрос, который возникает в общении с Минкомсвязи регулярно. Если они создадут такой механизм подключения и контроля информации, который полностью устроит ПФР, то, конечно, большая часть информации может пойти через общегосударственные каналы. Но я думаю, что пока на сегодняшний день, и это доказывает практика, человеку комфортнее войти на сайт Пенсионного фонда и там получить ту информацию или ту услугу, которая ему нужна.
То есть, мы не против того, чтобы эти сервисы были централизованными, но только с учетом наших интересов в вопросах управления самой системой, и, конечно, управления безопасностью и защитой персданных.

Как вы оцениваете функциональность системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), ее надежность?

- СМЭВ – это очень полезный проект, инструмент для коллективной работы. Для того, чтобы СМЭВ заработала в полную силу, надо чтобы все ведомства были готовы в одинаковой степени к такой работе, не только федеральные, но и региональные и муниципальные. Тогда будет желаемый эффект. СМЭВ развивается и будет развиваться. Фонд активно интегрирован в СМЭВ, мы по всем запросам выдаем информацию, теперь мы хотим больше получать информации от других ведомств, чтобы граждане были избавлены от сбора документов.

Сокращаете ли вы свои ИТ-расходы на 2015 год относительно 2014 года в связи с кризисом и каковы бюджеты?

- Мы сейчас работаем в рамках Концепции развития автоматизированной информационной системы (АИС ПФР-2), которую мы разрабатывали и согласовывали с Минкомсвязью, которую нам аудировала Счетная палата. Как я сказал, в промышленную эксплуатацию она будет вводиться в 2017 году. По этой концепции и по планам информатизации, которые мы ежегодно согласуем с Минкомсвязью, 2014–2015 годы являются пиковыми с точки зрения затрат.
ИТ-бюджет 2014 года в соответствии с Законом о бюджете Пенсионного фонда РФ составил 10,97 млрд руб., включая 1,9 млрд – комплексная услуга связи.
Из них порядка 65% – централизованные закупки всех видов оборудования, разработки программных комплексов, развитие СМЭВ, лицензии и т. п., около 20% – это расходы территориальных органов, включая ИЦПУ, 20 % – это комплексная услуга по связи. На сегодняшний день это двухлетние контракты на две наши корпоративные сетевые нити – основную и резервную. Основную ведет по контракту Ростелеком, резервную – Мегафон. Еще три года назад было совсем не так. Мы проделали большую работу, чтобы централизовать услуги связи. До этого под каждый регион заключался отдельный контракт. С точки зрения управления качеством было очень тяжело. В конечном счете, в том числе с помощью Минкомсвязи, мы сделали две основные нитки, на которые тратим 1,9 млрд руб. в год, и эта цифра практически не меняется.
ИТ-бюджет Пенсионного фонда на 2015 год в соответствии с законом о бюджете Пенсионного фонда РФ составил 11,7млрд руб. Но эта цифра уже претерпела сокращение на 10% и практически вышла на уровень 2014 года. С учетом колебаний инфляционных и курсовых составляющих, фактически бюджет упал еще ниже, и заставляет нас очень серьезно думать о том, что делать.

Что в себя включают централизованные закупки, о которых вы сказали?

- Эта сумма включает в себя: закупки серверного и компьютерного оборудования, лицензии, развитие СКМВ (серверного концентратора межведомственного взаимодействия), обеспечивающего работу внешнего контура системы, системы информационной безопасности, разработку прикладных подсистем АИС ПФР. Эти закупки производятся в интересах всех территориальных органов ПФР, что дает экономию.

В связи сокращением бюджета 2015 года, на чем планируете сэкономить?

- Сокращать придется все, и экономить придется на всем. Совсем недавно было проведено несколько совещаний внутри нашего блока, по результатам которых мы выстроили шкалу приоритетов, чтобы выдержать сроки и параметры концепции, планы, согласованные с Минкомсвязью. В основном экономия будет достигаться за счет более тщательного отношения внутри к каждому из проектов. В первую очередь, когда идет сокращение или, как мы говорим, оптимизация бюджетных показателей, мы оцениваем это с точки зрения возможности реализации нашей концепции. Мы оптимизируем не расходы «оптом», а пытаемся оптимизировать саму структуру проектов. Пока более-менее выходим из ситуации – параметры, закрепленные концепцией, выполняем.

Если говорить про закупки «железа», закупки софта, лицензий на американские и европейские продукты, они значительно подорожали. Соответственно, помимо того, что вы сокращаете бюджет, еще и растет цена на эти продукты. Получается, такая накладка вдвойне…

- Пока не по всему спектру приобретаемых продуктов, конечно. У нас кроме американского «железа» и софта используются азиатские и, конечно, отечественные продукты. Например, значительная часть продуктов, которыми обеспечивается информационная безопасность, отечественного производства.
В аппаратном обеспечении мы также стараемся переходить на неамериканское. Но сделать это не всегда просто. Действительно, проекты, связанные с «железом», самые тяжелые. Здесь приходится очень сильно думать, что делать. Те ведомства, которые работают с большими массивами данных, знают, что, к сожалению, так на рынке сложилось, что самые мощные и работоспособные машины, которые перемалывают эти большие массивы данных – американского производства. Их используют все в России и все в мире. Они работают как мясорубки, очень надежные. Поэтому будем дальше думать, анализировать, принимать решения. Абсолютный приоритет здесь – безопасность и надежность автоматизированной системы, которая обеспечивает устойчивость работы всей пенсионной системы и части социальной.
Если перейти плавно к вопросу импортозамещения, то здесь, как я уже сказал, по части направлений у нас давно используются отечественные продукты. Плюс мы достаточно плотно работаем с Минкомсвязью. Минкомсвязи очень активно погружено в проект, который связан с анализом возможностей быстрого перехода на импортозамещение всей линейки ИТ-продуктов. Кстати, нас тоже приглашают присоединиться к этому пилотному проекту.
Наша политика в вопросе импортозамещения состоит в том, чтобы очень хорошо просчитать этот процесс. Стремление сделать так, чтобы как можно быстрее российская промышленность могла обеспечить ИТ-сферу своими продуктами, как это давно происходит, скажем, в сфере информационной безопасности, это очень позитивно. Это было бы очень здорово. Но есть, к сожалению, практически монопольные ниши, ситуацию в которых мы анализируем.
Естественно, там, где есть возможности, мы будем переходить на азиатские аналоги в качестве переходной меры. Но все шаги должны быть просчитаны четко, потому что деятельность Пенсионного фонда во многом завязана на социальную безопасность нашей страны. У нас нет права на ошибочные решения.

Вы упомянули о «пилотах». Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

- Если вы говорите о пилотном проекте Минкомсвязи по импортозамещению, то это один из многих, в который министерство привлекает ведущие федеральные органы и внебюджетные фонды, чтобы провести глубокую аналитическую работу. Сейчас необходимо понять, что используется нашими федеральными органами из тяжелых машин, серверного и компьютерного оборудования, и определить, что можно безболезненно заместить сразу, и какую дорожную карту можно быстро выстроить, чтобы итерационно заменить серверное, самое тяжелое и дорогое оборудование.

Если говорить об инициативе Минсвязи по созданию единой вычислительной инфраструктуры, единой телеком-инфраструктуры, как вы смотрите на них? Участвуете ли в пилотах? Планируете?

- Изучаем возможности участия в пилотах и в телекоме, и в централизованных информационных ресурсах. Давайте их разобьем. Что касается телекома, мы с ними практически договорились. Они знают, что за последние три года мы перешли на два централизованных контракта. С управленческой точки зрения так работать легче. Теперь основную жилу мы готовы реализовать на базе единой инфраструктуры, это экономия средств для государства, это очень позитивно. Но резерв мы обязательно оставим за собой для собственной безопасности работы нашей системы.
Что касается информационных ресурсов, здесь вопрос стоит немного по-другому. Мы не против крупных проектов, опять же. Нужно посмотреть, как они будут реализовываться с той стороны, потому что по-разному можно подходить к этому вопросу. Я знаю, что федеральные органы, каждый индивидуально, относятся к вопросу работы с централизованными информационными ресурсами. И мы в целом настроены позитивно, будем участвовать в разного рода проектах, но нам нужно точно знать, что мы будем иметь все возможности управлять своей системой, за которую именно мы несем ответственность. Почему мы так трепетно к нашей системе относимся? Потому что, во-первых, она наиболее социально нацеленная и реально огромная, непрерывно работающая, а, во-вторых, сейчас она хорошо закрыта информационной безопасностью, ведь в ней лежат персональные данные.
Подходы к нашим базам данных надежно прикрыты, и для того, чтобы работать с ними, нужны определенные условия, прежде всего, законодательные.

То есть пока еще не участвуете практически?

- Мы выстраиваем свою систему и одновременно прорабатываем возможности интеграции, мы участвуем в СМЭВ.

Как вы относитесь к практике выбора единственных исполнителей для крупных проектов?

- Мы стараемся уходить от монополизма. И если вы посмотрите на списки тех, кто давно работает с Пенсионным фондом, то увидите, что таких компаний очень много. Единый подрядчик может поломать всю управленческую схему работы, когда входит в большой проект. И этому есть примеры. У нас система очень «разноцветная», многогранная, поэтому все вопросы единый подрядчик охватить не сможет. Поэтому мы сейчас нормально работаем по различным направлениям с десятками компаний. И зачастую они являются позитивными конкурентами.

Вообще, конкуренция высокая на ваших тендерах?

- Всегда была высокая. Сейчас стала несколько меньше, особенно в части, касающейся «железа» и сложных продуктов. Сейчас задачи стали сложнее, требования повысились. Но все равно каждый год есть факты недобросовестной конкуренции. А это рассмотрение в ФАС, суды, расторжение контрактов, потерянное время. Такая вот обычная жизнь госзаказчика…

То есть, выходят, выигрывают с низкой ценой, но не могут обеспечить поставку?

- Да. Я бы сказал – не могут обеспечить заявленное качество поставки или продукта. Либо чаще бывает так, что мы стремимся заложить четкие и, на взгляд некоторых участников рынка, жесткие требования в документацию, а нам говорят – ограничиваем конкуренцию. А как иначе? Нам поставляют компьютеры, нам они нужны, например, для работы в системе персонифицированного учета с определенным быстродействием и иными, весьма сложными, параметрами. Самые тяжелые конкурсы, как ни странно, – это конкурсы, которые завязаны на массовые продукты, которые, казалось бы, ничего не решают, а потом поставляются принтеры с картриджами на треть пустыми или на треть полными. А у нас, как я уже говорил раньше, непрерывное производство, люди в клиентских службах ждут ответов на срочные вопросы, мы должны назначать и выплачивать пенсии и соцпособия. Все машины и программы должны работать без осечек. Мы стремимся к этому.
У еще бывает так, что выходят на конкурс «монстры» ИТ-рынка и за рубль выигрывают его, будучи убежденными в своей профессиональной мощи. А в результате оказываются «неспособными», так сказать, потому, что не представляют всей функциональной сложности системы, срывают сроки или не могут сделать продукт.

Недавно у вас прошел большой трехлетний тендер на развертывание АИС ПФР-2, на который не было подано ни одной заявки. С чем это связано, на Ваш взгляд? И что делать будете?

- Уже думаем, что делать, будем принимать решение. Понимаете, подобные долгосрочные контракты – они для крупной структуры, такой как ПФР, удобны, прогнозируемы. Они управляемы. Пример – тот же Ростелеком и Мегафон. Когда мы перешли на двухлетний контракт, нам стало легче с ними работать, легче управлять. Здесь получается ситуация очень похожая. Мы захотели выйти на долгосрочный, основополагающий для АИС ПФР – 2 контракт, но все параллельно начало «схлопываться». Рынок очень изменился в прошлом году, значительная часть отечественных компаний испытывает большие финансовые проблемы. На подобные большие конкурсы требуется высокое финансовое обеспечение. Видимо, все просчитали риски и предпочли отойти в сторону. Сохранить бизнес – сейчас для них задача № 1. И ситуация экономическая скорректировалась, и бюджет мы уменьшили, и теперь мы вынуждены принимать быстрое управленческое решение.
Но мы понимаем, что будут еще бюджетные сокращения, и опять думаешь, может не стоит закладываться сразу на три года. Но это неправильно, обязательно нужно заниматься стратегией.

Если возвращаться к этому конкурсу, будете новый объявлять?

- Будем объявлять новый. В каком формате, я пока не знаю, но нам нужно двигаться дальше. Самое плохое в этом всем даже не то, что мы можем выпасть из графика, а то, что мы вынуждены опять корректировать наши планы, ведь это новый конкурс, это длинный цикл, опять время, опять сроки.

Чем будете привлекать подрядчиков? Увеличите сумму?

- Нет, сумму увеличивать не будем. Скорее всего, самый логичный вариант – это разделить этот трехлетний конкурс на этапы.

Некоторое время назад Минкомсвязь договаривалась с китайской компанией «Инспур» о том, что они будут поставлять в Россию тяжелые серверы, которые используются, в частности, китайской армией, в качестве замены IBM. Некоторые российские госорганы, в частности, власти Подмосковья, уже тестируют их решения. Вы изучали это оборудование?

- Начали анализировать. Ждем результатов. Мы действительно не хотим и не можем зависеть от неких «внешних» составляющих. И стремимся к тому, чтобы во всем иметь качественную альтернативу. В Пенсионном фонде уже сталкивались проблемой безальтернативности.
Я могу привести пример. Одна из наших крупных подсистем достаточно долгое время, с 2010 года, работала на системе управления базами данных Cache. Получилось это совершенно случайно в условиях цейтнота, когда нам передали администрирование страховых взносов, и мы вынуждены были начать работать с этим американским продуктом. Причем, с продуктом, которым владеет небольшая непубличная американская компания InterSystems. Если проанализировать, то существовал реальный риск того, что она в какой-то момент могла бы вместо СУБД начать заниматься, например, торговлей апельсинами. Это неправильные были условия для существования одной из наших ведущих подсистем. Теперь мы это меняем, исключаем такие риски.

Но ведь вы до сих пор используете Cache…

- Все, эта история заканчивается.

Я недавно видел ваш тендер на 100 млн руб. на лицензии Cache в этом году.

- К сожалению, у нас многое выстроено на Cache в части этой подсистемы администрирования страховых взносов, и мы не могли быстро отказаться от этого программного обеспечения. Процесс миграции данных из старой системы в новую у нас уже заканчивается. Этот год использования этой СУБД последний.

Это у вас продление лицензии? И вы примерно по 100 миллионов в год им платите?

- Да, у них ежегодная лицензия. Если раньше это было по 100 миллионов в год, то последний раз они, наверное, почувствовав, что система модернизируется, дали цену в 200 миллионов. А конкурентов нет…

Но, тем не менее, купили по старой цене?

- Да, потому что мы не согласились на их условия.

А на какую СУБД мигрируете?

- На DB2, мы с ней тоже работаем давно. Она у нас широко используется, все ее знают, много достаточно профессиональных специалистов.

DB2 это ведь тоже лицензия?

- Да, но, во-первых, она очень распространенная и в мире, и в России, и среди органов власти. Во-вторых, по ней проводится хорошее обучение, поэтому специалистов в сотни раз, в тысячи раз больше.

И все же DB2 – иностранная система, т.е. существуют риски ее использования.

- Мы хорошо теперь понимаем, что любое иностранное сейчас – большой риск. Но мы на него вынуждены идти осознанно, так как понимаем, что риск потерять работоспособность системы на непроверенных продуктах еще выше. Для нас неоспоримым приоритетом является поддержание динамичной работоспособности пенсионной системы.
К тому же у нас не только DB2. Мы с очень многими продуктами работаем. С 2000 года – на Linux, на офисных пакетах OpenOffice. У нас используется сейчас свыше 14 тыс. экземпляров офисных пакетов OpenOffice, более 1000 экземпляров серверной операционной системы Linux и прочие вещи. Мы смотрим, что у кого есть, потому что, вы абсолютно правы, есть потребность в импортозамещении, снижении затрат и рисков. Конечно, по каждой позиции ищем возможные замены. Внимательно смотрим на российские разработки.

Вы оценивали, например, систему PostgreSQL с точки зрения перехода на нее? Вот Минкомсвязь ее сейчас пытается продвигать и пропагандировать…

- Да, очень внимательно смотрим на PostgreSQL и другие СУБД с открытым кодом, такая задача стоит. И мы рассматриваем уже в ближайшее время возможности перехода на нее одной из наших обеспечивающих подсистем. Но опять же, любой возможный переход будем изучать и мониторить под микроскопом. Везде есть свои неожиданности.

У вас есть какие-то «пилотные» зоны, где вы будете ее тестировать?

- У нас обычно тестировочными площадками являются региональные отделения.

Назовите, пожалуйста, два-три региона, в которых точно планируете тестировать свободное ПО?

- У нас есть с десяток наших региональных отделений, которые мы постоянно используем в пилотных проектов и тестирования. Если исключить самые крупные, как Москву и Санкт-Петербург, то это традиционно Татарстан, Башкортостан, Белгород, Иркутск, Удмуртия, Бурятия, Тверь, Нижний Новгород и другие. Фактически ПФР является огромной тестовой площадкой с непрерывным циклом производства, на которой обкатываются ежегодно десятки новых продуктов.

Источник cnews.ru


Нравится

Комментировать