Вход
Регистрация
up

Успеет ли Россия создать БЖРК до удара США?

17 декабря 2014

По поручению президента Владимира Путина Московский институт теплотехники (МИТ) создает новый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) "Баргузин" и разрабатывает тяжелый носитель ядерного оружия, который заменит ракету "Воевода", заявил накануне командующий РВСН Сергей Каракаев.
Новый БЖРК полностью построят в России из российских комплектующих. МИТ заканчивает проектирование комплекса, РВСН готовит базы для испытаний "Баргузина".
Учтен опыт создания БЖРК "Молодец", который стоял на боевом дежурстве в РВСН СССР и России с 1987 по 1994 гг. (12 поездов). К 2007 г. Россия, по требованию США, уничтожила десять поездов, два БЖРК переданы в музеи.
"Баргузин" значительно превосходит своего предшественника по точности и дальности полета ракеты, а также по другим характеристикам. Новые БЖРК прослужат в РВСН как минимум до 2040 г.
По словам Каракаева, с 1993 г. разработку и производство ракет для РВСН осуществляют только российские предприятия. Украинское конструкторское бюро "Южное" (Днепропетровск) и другие украинские предприятия, участвовавшие в создании БЖРК "Молодец", к разработке "Баргузина" не привлекаются. Украинские специалисты отлучены также от обслуживания ракетного комплекса "Воевода", произведенного "Южмашем".
В последние годы РВСН оснащают новым оружием, в частности ракетами "Ярс" с разделяющейся головной частью. В 2014 г. РВСН получили 16 таких ракет: 12 - для подвижных пусковых установок и 4 - для стационарных. В 2015 г. в войска поставят еще 24 ракеты "Ярс".
БЖРК представляет собой подвижной ракетный комплекс железнодорожного базирования. Это железнодорожный состав, в вагонах которого размещены межконтинентальные баллистические ракеты, командный пункт, вспомогательные службы, средства защиты, а также личный состав.
Первые разработки БЖРК в качестве носителя стратегических ракет появились в 1960-х гг. Работы вели как в СССР, так и в США. Приказ министра общего машиностроения СССР "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23" подписан 13 января 1969 г.
Головным разработчиком комплекса назначили конструкторское бюро "Южное". Главными конструкторами БЖРК стали академики братья Владимир и Алексей Уткины. Ракету РТ-23 проектировало конструкторское бюро Михаила Янгеля.
По замыслу разработчиков, БЖРК могли составить основу советской группировки для ответного удара, поскольку комплексы обладали повышенной живучестью и с большой вероятностью могли уцелеть после нанесения противником первого удара.
Ракеты для БЖРК производил Павлоградский механический завод (ПО "Южмаш"). Летные испытания РТ-23УТТХ (15Ж61) проводили в 1985-1987 гг. на космодроме "Плесецк" (НИИП-53), всего произведено 32 пуска. БЖРК осуществил 18 выходов по железным дорогам страны, пройдя более 400 тыс. км. Испытания проводили в различных климатических зонах СССР.
Боевое дежурство в БЖРК несли почти 70 военнослужащих, в основном офицеры, в том числе в качестве машинистов и их помощников. В состав БЖРК входили три тепловоза ДМ 62, командный пункт из семи вагонов, вагон-цистерна с горюче-смазочными материалами и три пусковые установки (ПУ) с ракетами. Подвижной состав для БЖРК производил Калининский вагоностроительный завод.
БЖРК выглядел как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. 14 вагонов имели по восемь колесных пар, а три вагона - по четыре пары. Поезд мог автономно работать до 28 суток.
Первый БЖРК "Молодец" с ракетой РТ-23УТТХ заступил на боевое дежурство в октябре 1987 г. К середине 1988 г. РВСН развернули пять полков, поезда находились на расстоянии около 4 км друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.
К 1991 г. на боевом дежурстве в СССР находились три ракетные дивизии, имевшие на вооружении БЖРК с МБР РТ-23УТТХ: 10-я ракетная дивизия в Костромской области, 52-я ракетная дивизия в ЗАТО "Звездный" (Пермский край) и 36-я ракетная дивизия в ЗАТО "Кедровый" (Красноярский край). Каждая дивизия состояла их четырех ракетных полков, то есть имела 12 БЖРК, по три БЖРК в каждом полку.
В радиусе 1,5 тыс. км от мест базирования БЖРК заменили железнодорожное полотно, уложили более прочные рельсы, деревянные шпалы заменили на железобетонные, насыпи укрепили более плотной щебенкой.
В 1991 г. СССР ввел ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они несли боевое дежурство в пункте постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны. По договору СНВ-2 (1993 г.) Россия обязалась до 2003 г. снять с вооружения БЖРК и ракеты РТ-23УТТХ. Для утилизации БЖРК на Брянском ремонтном заводе РВСН создали разделочную линию. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 г., в 2003-2007 гг. под присмотром США уничтожены десять БЖРК и все пусковые установки, кроме двух комплексов, установленных в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге и в Техническом музее "АвтоВАЗа". В мае 2005 г. последний БЖРК сняли с боевого дежурства.

Источник vestifinance.ru


Нравится

Комментировать