Вход
Регистрация
up

Школьников научат спекулировать

21 апреля 2015

В школах могут появиться обязательные предметы, развивающие у детей предпринимательские способности.
Министерство образования и науки РФ занимается разработкой трех специализированных программ — «Основы экономической культуры» для учеников 4–6-х классов, курса «Экономика и бизнес» для 7–9-х классов и «Основы предпринимательства» для старшеклассников. По сообщениям в средствах массовой информации, новые предметы могут внедрить в школьную программу уже в новом учебном году.
Поводом, чтобы озвучить введение новых предметов, стала Всероссийская олимпиада по экономике для школьников. Заключительный этап состязаний прошел на базе Высшей школы экономики 11–16 апреля. Заявленная цель бизнес-ликбеза в средней школе — изменение сложившегося у россиян представления о предпринимательстве. По мнению разработчиков новых дисциплин, для большинства школьников малый бизнес — это ларьки по продаже пирожков. Эксперты в сфере образования об инициативе Минобрнауки знают, но воспринимают ее критически.
Как рассказал «Русской планете» председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин, отношение к бизнесу у подрастающего поколения, наверное, нужно менять, но это не дело первой необходимости.
«К сожалению, сейчас ребята скорее хотят стать госслужащими, имеющими теплую должность и возможность что-то "упереть". С другой стороны, я инициативу министерства не понимаю. Уроки математики и русского языка у нас сокращены, может, лучше вернуть их количество и в этой сфере повышать качество образования?» — удивляется Панин.
«К чему такая спешка, непонятно, — продолжает эксперт. — Как правило, нововведения проходят обкатку на экспериментальных площадках, затем их обсуждает экспертное и научное сообщество. И только после этого принимается решение об изменении школьной программы. Ведь любые реформы влияют на качество всего образовательного процесса. На мой взгляд, Минобрнауки принимает популистские решения, которые похожи на броуновское движение».
Виктор Панин уверен, что у министерства для введения курса «экономических наук для школьников» пока нет ни ресурсных оснований, ни методологических. «Вряд ли предложение дойдет до реализации. Ведь эти программы потребуют дополнительного финансирования. Средств же на сегодняшний день и так недостаточно, тем более что в ближайшем времени школы перейдут на инклюзивное образование, которое потребует значительного финансирования», — считает эксперт.
«Возможно, в образовательный процесс будут введены новые предметы, развивающие экономические способности. Насколько это будет реализовано, сложно сказать», — сказал директор Центра образования № 1679 (Федеральная инновационная площадка), доктор педагогических наук Владимир Просвиркин.
По словам Просвиркина, деятельность школ регламентирована федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОСами). «Пока они не предусматривают направлений, связанных с экономикой. Если будут изменены стандарты, то нововведение появится в образовательных учреждениях. И сейчас никто не мешает школам проводить такие уроки факультативно, возможно, на платной основе», — отмечает педагог.
Ничего плохого в бизнес-образовании нет, но в школе все-таки должны учить не этому. Навыки предпринимателя развиваются не «Основами экономической культуры» для учеников 4–6-х классов, где школьникам расскажут о стартапах, а изучением математики, обществоведения, географии. Чтобы убедиться, что это так, достаточно обратиться в любую высшую бизнес-школу и узнать требования к кандидатам для поступления. Для того чтобы дети становились предпринимателями, если у них есть к этому предрасположенность, надо не сокращать количество часов по той же математике, а увеличивать их.
Высшая школа экономики — приверженец западной либеральной модели, как политического, так и экономического устройства, и потому заинтересована в том, чтобы люди уже со школьной скамьи мыслили бизнес-категориями. Именно для этого мировоззрения характерно видение выгоды единственным результатом любого общественного института. Так, из школы должен выходить и потребитель, готовый покупать товары и услуги постиндустриального общества, и специалист, способный работать на крупный бизнес, или, если вдруг не сложилось, заняться мелким предпринимательством.
От будущего взрослого, как недавно рассказал президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф, ожидается одно: выгода, которую человек в том или ином виде может принести. Однако западная модель переживает кризис. Не случайно, что сегодня именно китайская экономика самая быстроразвивающаяся в мире и растет в среднем на 10% в год. Таких результатов КНР добилась не введением многочисленных предметов по экономике и не популяризацией стартапов и бизнес-инноваций. За успехом китайцев стоит кропотливый труд во всех производственных сферах. Наверное, России стоит позаимствовать отношение к труду у китайцев, а может, стоит вернуться к своему еще не такому давнему прошлому, когда важен был труд, а не виртуальное движение вокруг него?
Когда виртуальная экономика перестанет работать, а рано или поздно это обязательно произойдет, станет очевидно, что важны заводы и магистрали, цеха и фермы, космодромы и корабли, а не бесконечные курсы и тренинги, интернет-стартапы и банальные распилы, облаченные в красивые слова.

Источник rusplt.ru


Нравится

Комментировать