Вход
Регистрация
up

Риски при закупке ТМЦ по «серым» схемам у непроверенных контрагентов

07 октября 2013

Прежде всего определимся с тем, что такое «серые» схемы? Мы можем сказать, что «серые» схемы – это не «белые» и не «черные», а что-то среднее между ними. При закупке товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) по «серым» схемам мы сами вроде бы законодательство никак не нарушаем, но, тем не менее, понимаем, что в цепочке «производство – ... – покупка – оплата», по всей видимости, что-то не в порядке.

Почему используются «серые» схемы? Логично предположить, что если сделка заключается по «серой» схеме, то выгода от «серости» схемы должна иметь место у обеих сторон – и у продавца, и у покупателя. Отметим, что продавец может получить выгоду: быстро избавиться от «проблемного» товара, сэкономить на налогах. Покупатель же, приобретающий ТМЦ, скорее всего, получит выгоду в виде скидки по цене по сравнению с ценами на аналогичные ТМЦ, продаваемые по «белым» схемам. Таким образом, мотивом к приобретению ТМЦ по «серым» схемам, безусловно, является одно из лучших человеческих устремлений, а именно желание купить подешевле. Скупой, как известно, платит дважды. Разделим риски на три группы: связанные с ТМЦ, связанные с контрагентом, связанные со схемой.

Что же может быть не в порядке с приобретенными ТМЦ? Перечислим наиболее вероятные риски, связанные с приобретенными ТМЦ:

- ТМЦ – контрафактная продукция либо продукция, произведенная из неучтенного, краденого, фальсифицированного сырья;

- ТМЦ украдены либо получены мошенническим путем их продавцом;

- ТМЦ, обремененные обязательствами, например находящиеся в залоге;

- ТМЦ, оборот которых был произведен с нарушениями правил оборота данных ТМЦ;

- некондиционные, некачественные ТМЦ;

-ТМЦ, не имеющие необходимых сертификатов либо имеющие фальсифицированные сертификаты;

- «нерастаможенные» ТМЦ, а также ТМЦ, импортированные по «серым» схемам.

Для каждого вида ТМЦ есть свои специфические особенности, известные специалистам по конкретному виду ТМЦ. Последствия приобретения ТМЦ с вышеуказанными рисками вполне понятны, описывать их смысла нет. Однако стоит отметить, что именно «серость» схемы часто не дает возможности покупателю предъявить претензии продавцу, поставщику ТМЦ и отстаивать свои интересы в суде. Теперь поговорим о непроверенных контрагентах.

Если контрагент не проверен надлежащим образом, то он может оказаться:

- нормальным, действующим юридическим лицом;

- «помойкой», используемой для обналичивания денежных средств. В этом случае фактический поставщик собирается не только «кинуть» вас, но и осознанно или неосознанно еще доставить неприятности людям, которые занимаются обналичиванием и предоставили ему реквизиты контрагента – «помойки». Такая ситуация часто складывается в случае цейтнота у поставщика ТМЦ и отсутствия у него юридических лиц, через которые он мог бы провести необходимую сделку;

- «помойкой» – юридическим лицом, которое используется специально для проведения разовой операции либо группы операций. Если схема «серая» и контрагент-поставщик изначально не хочет нести ответственность за поставленные ТМЦ, то шанс появления в схеме нормального юридического лица, честно говоря, минимален.

Иногда, когда операции более чем сомнительны, для них открывают отдельное юридическое лицо, которое впоследствии «бросают» либо закрывают методом «слияния». Учредителями (участниками) этого юридического лица и его генеральным директором могут являться «оплаченные» люди, в том числе как бы «потерявшие» свой паспорт, а также бомжи или алкоголики. При использовании в схемах довольно часто продавцы ТМЦ устно представляют покупателю такие «помойки» как «структуры нашего холдинга», «партнерские компании».

Основные риски, возникающие при совершении сделок с непроверенными контрагентами, уже рассматривались нами достаточно подробно, поэтому ограничимся их перечислением:

- полное фактическое неисполнение обязательств контрагентом-поставщиком (т. е. банальный «кидок»), деяние, предусмотренное ст. 159.4 УК РФ;

- привлечение покупателя ТМЦ к налоговой ответственности, доначисление налогов на прибыль и добавленную стоимость, штрафы, пени;

- невозможность привлечения контрагента- «помойки» к ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за поставку ТМЦ с сомнительными качеством и историей.

Существуют также риски, связанные собственно со схемами. Остановимся на них поподробнее. «Введение» покупателя в схему обычно осуществляется путем использования непонимания, незнания покупателем некоторых существенных обстоятельств или последствий «схемы». Попробуем немного пофантазировать относительно схем (на основе имеющегося опыта, естественно), все совпадения названий компаний случайны.

Схема 1. Осуществляется закупка ТМЦ у компании «Арфа». Человек, как бы представляющий компанию «Арфа», например главбух, звонит и извиняется, говорит, что «Арфе» вчера налоговая заблокировала счета, поэтому есть маленькая просьба: оплатить счет на компанию «Скрипка», это тоже их компания, реквизиты по факсу (электронной почте). Некоторое время после оплаты на «Скрипку» покупателю звонят люди из «Арфы» и настойчиво интересуются, когда же будет оплачен их счет за ТМЦ? Как вариант: покупатель звонит в «Арфу» и интересуется, когда поставят ТМЦ. Покупатель оказывается в дурацкой ситуации. Понятно, что в «Арфе» про «распорядительное письмо» (если таковое вообще было) ничего не знают, бухучет у них ведет аудиторская компания, и главбуха потому нет, счета «Арфы» вообще не блокировались и эта бумажка не имеет никакого отношения к поставщику «Арфе». «Скрипка» – «помойка», деньги сняты, концов нет. Схема может играться как с поставкой ТМЦ, так и без нее. В последнем случае «Арфа» может и не быть в курсе того, что ее именем попользовались не в самых лучших целях.

Схема 2. Осуществляется закупка ТМЦ у компании «Ромашка». Люди, представляющие компанию «Ромашка», извиняются и говорят, что у «Ромашки» в этом квартале получается громадный НДС к уплате, а возмещение только в следующем, поэтому есть маленькая просьба: оплатить счет по вексельной схеме. То есть купить у компании «Василек» их векселя и передать их в счет оплаты по индоссаменту «Ромашке». «Василек» – это их же компания, и все будет нормально. Покупатель ТМЦ приобретает векселя «Василька», рассчитывается ими за ТМЦ с «Ромашкой», получает ТМЦ. Но через некоторое время приходят парни из компании «Репейник» и предлагают оплатить имеющиеся у них векселя «Василька». Потому как «Василек» их не оплачивает, а индоссант, т. е. покупатель ТМЦ, отвечает за платеж в соответствии с законодательством. Как вариант, с предложением оплатить векселя может обратиться и сама «Ромашка».

Схема 3. Осуществляется закупка ТМЦ у компании «Молоток». Парни из «Молотка» просят часть суммы перечислить в компанию «Рубанок» по договору консалтинга, это доля их друзей, «очень больших людей». Поставленные ТМЦ оказываются низкого качества, договор расторгается, ТМЦ и деньги возвращаются прежним владельцам. Но только перечисленные в «Молоток», а про деньги, ушедшие в «Рубанок», в «Молотке» говорят, что вы с каким-то там «Рубанком» сами разбирайтесь, мы о нем вообще в первый раз слышим. Покупатель оказывается в ситуации – претензий предъявлять, по сути, не к кому. Связываться с «Рубанком» страшновато, непонятно, кто за ним стоит, а вдруг действительно «очень большие люди».

Схема 4. Осуществляется закупка ТМЦ у компании «Чайник». От компании «Чайник» выступает представитель – посредник Х. Он говорит, дескать цена ТМЦ очень хорошая, потому что «Чайник» распродается в силу исключительных обстоятельств (проблем), я бы и себе купил, но владелец и директор «Чайника» – мой школьный друг, и мне не очень удобно в открытую воспользоваться ситуацией. Давайте, я вам переведу деньги со своей компании «Графин», а вы мне по той же цене ТМЦ закупите у «Чайника» и продадите. ОК? Вот телефон директора «Графина», не сочтите за труд позвонить ему завтра, я его предупрежу о сделке. Сделка проходит, объем ТМЦ, прошедших из «Чайника» на «Графин» через нашего покупателя, впечатляет. Потом, естественно, выяснится, что «Чайник» – «помойка», ТМЦ – весьма сомнительного происхождения, а директор «Графина» никакого посредника Х не знает, ему позвонили из «Чайника», предложили ТМЦ, он оплатил их и получил.

И ведь действительно, звонок ему первым сделал наш горе-покупатель, все документы оформлены надлежащим образом. Налоговые последствия для покупателя понятны. Иные последствия для «Чайника» определяются степенью сомнительности ТМЦ.

Как снизить упомянутые риски? Достаточно просто:

- проверять всех контрагентов (включая получателей платежей), а особенно тех, что предлагают очень выгодные условия;

- устанавливать личности представителей контрагентов, посредников, проверять их полномочия;

- тщательно анализировать условия всех сделок, предполагая возможные нежелательные последствия;

- вести официальную переписку с контрагентами, избегать наличия только устных договоренностей.

Так, выявление в схемах 1 и 4 «помоек» сразу повлекло бы за собой отказ от сделки и предотвратило бы нанесение ущерба покупателю. С другой стороны, вполне возможно, что в схеме 2 у «Ромашки» вовсе нет никаких планов ободрать покупателя, а есть вполне естественное желание «оптимизировать» налоги, и почти в рамках налогового законодательства. Подстраховаться покупателю вполне возможно, достаточно сделать на векселях пометку «без оборота на меня». В таком случае покупатель не будет отвечать за платеж и риск будет устранен.

Понятно, что существует еще много различных схем: бартеры, сложные сделки с использованием залогов, долей в обществах, ценных бумаг, процентов, неустоек и пр. Мы же привели в качестве примера только несколько самых простых вариантов, чтобы избежать публикации учебного пособия по мошенническим схемам.

Источник s-director.ru


Нравится

Комментировать