МТС планирует использовать свой центр информационной безопасности (security operation center, SOC) для оказания услуг своим клиентам.
Центр начал проводить круглосуточный мониторинг информационной безопасности МТС с января 2017 года. Он контролирует защищенность внешнего периметра информационных систем компании, анализирует инциденты (вирусные заражения, кибератаки, внутренние нарушения политики информационной безопасности), координирует устранение причин и последствий инцидентов. Во время крупных вирусных атак весной 2017 года МТС удалось защитить и себя, и клиентов.
О причинах выхода на новый рынок и целях, которые преследует компания, президент МТС Андрей Дубовсков рассказал в блиц-интервью РБК:
— Почему МТС решила выйти на новый, несвойственный для себя рынок?
— Мы давно поняли, что несвойственных нам рынков не так много. Все, что лежит в сфере коммуникаций — а кибербезопасность, безусловно, относится к ней, — является для нас нашими рынками. Но тема кибербезопасности не может возникнуть с нуля. В ней важна наработанная годами и десятилетиями информационная преемственность, стабильно развивающиеся длительный период компетенции — как организации соответствующих бизнес-процессов менеджмента, так и профессиональные компетенции огромного количества специалистов. Важны процессы обучения, в том числе машинного, предыдущий накопленный годами опыт, в том числе отражения атак, системы обработки больших данных, механизмы взаимодействия с пользователями и прочее. Мы, как игрок номер один на рынке, обладаем всеми этими компетенциями и качествами. Для нас, скорее, стоит вопрос, насколько глубоко мы интегрированы в другие «некоммуникационные» сферы наших клиентов, чтобы понимать нюансы их существования и принципы ведения бизнеса, для того чтобы максимально органично интегрировать наши умения в сфере информационной защиты в кровеносную систему их бизнеса.
— С кем вы будете конкурировать? Почему клиенты должны предпочесть вас другим игрокам?
— Крайне важна ресурсная составляющая во всех смыслах этого слова. Мы уже сейчас не являемся классическим оператором связи, которым нас зачастую видят клиенты, регулятор и игроки из других отраслей. По большому счету мы во многом софтверная компания (производитель программного обеспечения. — РБК). У нас работают тысячи программистов, системных архитекторов, аналитиков, тестировщиков и пр. Мы единственная компания на нашем ландшафте, кто самостоятельно разрабатывает и поддерживает подавляющую часть всей той совокупности программных средств, которая необходима для ведения собственного бизнеса. И, что важно, мы нацелены на то, чтобы быть софтверной компанией. Быть просто телекоммуникационной компанией — это уже архаика, такая модель отмерла. Да, мы по-прежнему зарабатываем львиную долю доходов за счет нее, но ни в долгосрочной перспективе, ни в среднесрочной не мним себя только телеком-игроком. Наши сила и опыт именно как софтверной компании, которая на практике доказала свою компетентность, и есть ответ на вопрос, почему будут выбирать нас.
— Ожидаете ли вы, что информационная безопасность будет генерировать заметную долю в выручке?
— Сейчас порядка 20% наших доходов мы получаем не от оказания услуг классического телекома и ретейла, а от других услуг: мобильных приложений, IoT (интернет вещей. — РБК), облачных технологий, системной интеграции. Как скоро это станет основным источником доходов, я бы воздержался от прогноза. Но задача увеличить нетелекомовские доходы стоит, и наши инвестиции в другие направления будут возрастать.
— Кому вы намерены продавать новые услуги?
— В первую очередь существующим клиентам, ведь помимо всего прочего мы лидеры в сегменте b2b. Дальше — мы уверены, что можем быть интересны крупнейшим промышленным предприятиям, производственным холдингам. Многие, создав такую функцию с нуля, потерпели неудачу. Качество функционала не идет в сравнение с тем, что можем предложить мы.
— Интересен ли госсектор?
— Да. Собираемся участвовать во всех тендерах и надеемся на успех. Последняя крупная хакерская атака WannaCry, которая затронула многие ведомства и компании, в том числе и некоторых наших коллег по рынку, показала, что МТС успешно справляется с подобными вызовами, что те 400 млрд руб. инвестиций, которые мы сделали за последние пять лет и десятки миллиардов из которых пошли на поддержание нашей IT-составляющей, превратили МТС в полноценную софтверную компанию — одну из крупнейших на территории постсоветского пространства и Восточной Европы.
Источник rbc.ru