Вход
Регистрация
up

Кризис спровоцировал рост рынка BPM

06 марта 2015

Одна из критических проблем российской экономики – низкая производительность труда. Период дорогой нефти и отсутствие конкуренции на ряде рынков приучили крупный бизнес, что проблемы можно решить вливанием дополнительных ресурсов, нимало не заботясь о повышении эффективности процессов и управления компаниями. Очередной кризис, спровоцированный в том числе падением мировой цены на нефть, поставил компании перед известным многим только по деловой литературе выбором: «трансформируйся или умри». Вопросы трансформации бизнеса с помощью решений ВРМ обсуждались на конференции «BPM: бизнес ждет результатов», организованной CNews Conferences и CNews Analytics 26 февраля 2015 г.
Необходимость повышения эффективности в помощью ВРМ-решений, сначала вызванная интересом наиболее зрелых компаний, а затем подстегнутая кризисом, способствует тому, что уже несколько лет темпы роста рынка BPM в России остаются стабильными. Аналитики Forrester Reseach прогнозируют их на уровне 14,6%. К 2016 г. объем рынка должен достичь $7,6 млрд. В России интерес к методологии BPM формально сохраняется на высоком уровне, но большинство заказчиков решают задачи автоматизации бизнес-процессов при помощи ERP или СЭД: об этом заявляют 60% и 58% респондентов соответственно в исследовании компании «Логика BPM». А на специализированные BPM-пакеты полагаются в этом вопросе только 16% компаний.
По мнению вице-президента ABPMP Russia, директора департамента по оптимизации бизнес-процессов университета «Синергия» Андрея Коптелова, с которым согласился ряд участников конференции, рынок BPM словно бы «не замечает» кризис, показывая значительный рост: «Заказчики опомнились и начали сокращать затраты на бизнес-процессы. При этом складывается мнение, что многие сначала пытались делать это сами, но из-за недостатка опыта не смогли добиться результатов, поняли необходимость в системном подходе и обратились к консультантам. Везде кризис, а в нашей среде идет набор людей».

Прибыль прежде всего

Большинство компаний в нынешних условиях в том или ином виде занимается сокращением затрат, и важно сделать это грамотно, чтобы не навредить существующим бизнес-процессам. «Вообще все изменения на предприятиях происходят ради снижения издержек и увеличения прибыли, и внедрение ВРМ, процессного учета – не исключение. – Говорит Александр Безбородов, руководитель отдела разработки «1С:Документооборот». – Но не все компании понимают разницу между ВРМ и процессным учетом. 80% отдачи от процессов можно получить без внедрения дорогостоящих систем, просто наладив учет».
Первыми встали на путь повышения операционной эффективности банки, за ними идут страховые компании, розничная торговля и телеком, говорит Андрей Коптелов. По его мнению, в том или ином виде, с учетом сжатия спроса на большинстве рынков, конкуренция серьезно усилилась, и это потребовало от руководителей внедрения новых моделей управления для выживания компании. И одними из основных инструментов операционной эффективности стали процессный подход и соответствующие инструменты автоматизации, с помощью которых можно управлять процессом, снижая затраты и сокращая длительность процессов.
Говоря об интересе к ВРМ-решениям у банковского сектора, заместитель генерального директора компании Flexsoft Александр Борискин отмечает, что это вызвано в значительной мере новыми реалиями финансового рынка: снижением потребительской активности и платежеспособного спроса на кредиты, отсутствие должной отдачи от кросс-продаж продуктов, ужесточение конкуренции за хороших клиентов, снижение комиссионных доходов в результате конкуренции и рост просрочки и резервов.
Представитель «Совкомбанка» Юлия Аксенова рассказала, как можно повысить конкурентоспособность банка за счет внедрения современных технологий. В частности, банк за две недели решил знакомую многим проблему долгого согласования документов – приказов, распоряжений, регламентов, внедрив удобные мобильные приложения, которыми стали пользоваться в том числе и топ-менеджеры. Часть совещаний перешла в заочную форму, повысились вовлеченность руководства в важные процессы и скорость принятия решений.
Никита Драчев, руководитель управления «ВТБ Факторинг», рассказал, что его компания не планирует останавливаться в совершенствовании процессного управления и запланировала целый ряд шагов, среди которых внедрение культуры процессного управления во всех подразделениях, изменение процессов, которые можно изменить быстро, сбор статистики существующих процессов из информационных систем, а также анализ статистики и запуск проектов по реинжинирингу.
Эффективность BPM-проектов, по словам представителя инвестиционного холдинга «Финам» Павла Литвинова, должна оцениваться через исчислимые прямые и косвенные показатели. В числе непосредственных показателей он отметил количество времени сотрудников на выполнение и управление процессами, скорость прохождения процесса между отделами, а также скорость разработки и внесения изменений. Косвенное влияние оказывают время на обучение новых сотрудников и снижение риска потери знаний.
Юлия Вагнер, директор по развитию ВРМ компании «Бизнес-Консоль», обратила внимание участников на то, что нельзя забывать про критерии успешного проекта: поддержку высшего руководства, готовность проектной команды запустить систему из неидеального состояния и взять на себя ответственность за ее доработку, понимание командой специфики ВРМ и четкое понимание цели. В частности, эти критерии были применены в ходе внедрения системы ВРМ – в Институте Генплана Москвы завершен проект внедрения, о котором рассказал руководитель центра развития и управления проектами института Александр Погодаев.
ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» – крупнейший в СНГ и Европе институт, занимающийся проблемами градостроительства. Генеральные планы городов, территориальные схемы, проекты планировки территорий – все эти виды работ находятся в сфере ответственности института. Кроме того, институт выполняет огромное количество мелких и средних работ, как моноотраслевых, так и комплексных. Организационная структура института включает более 30 производственных подразделений разной профессиональной специализации. В связи с этим процесс подготовки и утверждения договорных документов очень сложен. Руководством института была поставлена задача сократить время подготовки договоров, снизить трудозатраты, наладить эффективный контроль процесса, при этом повысив его качество. Решать проблемы стали, внедряя систему ВРМ Brizagi.
«Мы достигли прозрачности процесса. Кроме того, мы получили новые приятные возможности: автоматическая генерация договоров, оповещения, автоматический сбор объяснительных. Теперь исключена потеря заявки от заказчика, у нас появилась возможность оперативной подготовки аналитики. В целом сроки подготовки отдельных документов начали снижаться», – перечисляет результаты Александр Погодаев. Каждому процессу присваивалось нормативное время. «Мы на практике убедились, что увеличение нормативного времени для задач, приводит к увеличению длительности их выполнения, а следовательно и длительности всего процесса», – отмечает эксперт.
Предупреждая от частых ошибок бизнеса, рассматривающего автоматизацию как «вещь в себе», руководитель направления бизнес-планирования компании L’Oreal Борис Кулахметов напомнил, что автоматизированный хаос ничем не лучше обычного хаоса, и смысл автоматизации не во внедрении сложных информационных систем: «Можно автоматизировать и процессы движения бумаг из одного кабинета в другой. Но если люди не понимают, как правильно должны перемещаться документы – никакая автоматизация не поможет».
На проекте внедрения BPM в «Промсвязьбанке» процессы отбирались по следующим образом. Во-первых, процессы были «отсортированы» по стоимости. Далее при равной стоимости брались процессы, которые ближе к клиенту. Предпочтение отдавалось законченным процессам создания ценности. Старший вице-президент и руководитель блока развития «Промсвязьбанка» Андрей Леушев высказал важную для бизнеса мысль: «Наш подход заключается в том, что мы не начинаем никакие проекты по автоматизации, пока не убедимся, что они снизят затраты хотя бы на 30%, иначе нет смысла ими заниматься».
Сейчас проект находится на стадии опытной эксплуатации, ввод системы в промышленную эксплуатацию запланирован на май 2015 г. «В прошлом году мы сфокусировались на процессе кредитования корпоративных клиентов. В этом году центральными стали следующие три дорогостоящих процесса, – рассказал Андрей Леушев. – Главное для нас – цена вопроса!» Также участники затронули актуальную тему российских разработок, отметив повышение интереса к ним. «В России практически нет отечественных решений для BPM-рынка, – говорит Алексей Трефилов, исполнительный директор ELMA. – В последнее время на фоне событий, которые происходят в политике и экономике, мы видим всплеск интереса к нашим продуктам, потому что западные дороги, зачастую тяжелы и дальнейшая судьба их непредсказуема. И российские разработки перестают рассматриваться как авантюра, привлекая внимание специалистов».

Смена парадигмы

Долгие годы в ВРМ практике был принят традиционный подход, который начинался с моделирования, анализа, совершенствования бизнес-процессов, после формировалось техническое задание на внедрение, создавалась и дорабатывалась система. Фактически он главенствует и до сих пор.
Но директор практики Metasonic компании «Логика ВРМ» Илья Машков отмечает и развитие противоположного подхода: «Традиционный способ зарекомендовал себя на практике, но он слишком долгий и затратный. Ему на смену приходит другой подход, когда современные инструменты позволяют не просто описать регламенты, создать графическую модель процесса, а сразу же получать веб-приложения на основе описания, которые позволяют полноценно автоматизировать этот процесс и создать систему управления этим процессом – контролировать его ключевые показатели, в том числе сроки, и, главное, меняя этот процесс, получать измененное приложение».
Принципиальное отличие этих подходов заключается в том, что первый из них проходит под лозунгом work by design – сначала проектирование, потом работа. Второй же переворачивает прежнюю схему и предусматривает проектирование целевых процессов фактически «на лету». Он позволяет не погружаться в анализ процессов as is, а сразу проектировать то, что должно быть – to be. Таким образом, по мнению докладчика, началась реальная смена парадигмы в управлении бизнес-процессами, которая, если ее подхватит рынок, приведет к коренным изменениям в создании BPM-решений.
Изменения в системах «на лету» могут быть актуальны, в частности, когда требуется построить бизнес-процессы для решения таких задач, как прогнозирование рынка. Они сложны сами по себе, поскольку поведение клиентов, поставщиков, биржевых игроков и т.д. подвержены постоянным и трудно предсказуемым изменениям.
В НПК «Уралвагонзавод» BPM-система рассматривается как средство управления целенаправленным изменением бизнес-модели с учетом текущих и прогнозируемых изменений внешней среды и отрасли. В результате конфигурируется цепочка создания ценности, меняется бизнес-модель. Стратегия предприятия учитывает необходимость постоянной адаптации бизнес-модели.
Вадим Кузин, начальник отдела комплексной автоматизации НПК «Уралвагонзавод», сравнил текущее и перспективное позиционирование BPM в ИТ-ландшафте предприятия. Сейчас это автоматизация управления взаимодействием «в конвейере»; достижение целей экземпляров процессов, а не бизнес-целей, дублирование функций отдельных бизнес-систем; непрерывное совершенствование «конвейера» на основании регулярного анализа модели бизнес-процесса и результатов выполнения его экземпляров. «В перспективе видится автоматизация управления взаимодействием «в бизнес-контексте». Бизнес-цели будут достигаться в результате управления многократным выполнением экземпляров бизнес-процессов в течение длительного времени. Бизнеса будет меняться с учетом возможностей и рисков на основе использования методов искусственного интеллекта и статистической обработки накопленных данных о выполненных экземплярах бизнес-процессов (Big Data)», – рассказал Вадим Кузин.
Со своей стороны независимый эксперт Александр Герасимов считает, что традиционные решения ВРМ и SOA не во всех отраслях дают ожидаемые результаты. ВРМ интереснее всего финансовому сектору потому, что в нем информационный сервис соответствует процессу, но такая ситуация не везде. Поэтому спикер предложил обратить внимание на концепцию «интернета сервисов», который поможет перевести роль информационно-управляющих систем из информационной (поддержки исполняемых вручную процессов) в область непосредственного исполнения процессов.

Источник cnews.ru


Нравится

Комментировать